Консультация "Возрастные особенности детей 1.5-2 лет
Воспитание ребенка 2 лет: Познание окружающего мира
Понаблюдайте за 2-летним малышом. Ему все интересно, все хочется взять в ручки, попробовать «на зубок», послушать, как звучит каждый предмет, какой он на ощупь, что с ним можно сделать. Не мешайте маленькому исследователю! Не отнимайте у него все подряд, запрещая трогать чашку, бусы, книгу, газету и т. д. Если в доме есть предметы, действительно опасные для малыша (спички, зажигалка, нож и т. п.), - просто заранее уберите их в недоступные для его рук и глаз места.
Посвятите какое-то время участию в исследованиях вашего первооткрывателя. Заодно и малыш будет под вашим присмотром, а вы сможете вовремя пресечь нежелательные действия. Ребенок открыл тумбочку, начал вытаскивать из нее мамин крем, папин гель для бритья, квитанции? Пусть рассмотрит, ведь он тоже здесь живет и хочет ориентироваться в домашних вещах!
Малыш проник на кухню, заинтересовался крупами, солью, сахаром? Отлично, насыпьте всего по чуть-чуть в блюдечко, пусть попробует! А как интересно пересыпать гречку или рис из одной баночки в другую! Не отбирайте у ребенка возможность приобрести новые знания и навыки, поистине бесценные для него. Слово «нельзя!» должно произноситься только в самых крайних случаях, а совсем не на каждом шагу.
Занимаясь воспитанием ребенка 2 лет, вы начинаете замечать,
что ему вполне достаточно уже одного «тихого часа» в день - после обеда. Все
остальное время посвящено познанию окружающего пространства и, конечно, играм.
Игрушками для малыша служат часто не столько зайчики, куклы и машинки, сколько
предметы, с точки зрения взрослых, совершенно непригодные для игры: тарелки,
газеты, молоток, целлофановые пакеты, пуговицы. Постарайтесь сдержаться и не
отбирать у ребенка новые «игрушки», лучше понаблюдайте за тем, чтобы он не
проглотил пуговицу или не стукнул молотком по пальчикам. Все это - развитие новых
навыков и умений.
Падаем и снова встаем
В этом возрасте все без исключения дети много падают. И те родители, которые немедленно бросаются им на помощь, допускают ошибку: задача малыша - научиться самостоятельно падать и вставать. Не волнуйтесь, эти падения не грозят ничем серьезнее шишек и синяков: ведь у малышей очень пластичные косточки, которые практически не боятся переломов в этом возрасте. Каждое падение и последующее вставание - прекрасная тренировка для мышечной системы и вестибулярного аппарата. Более того, для правильного развития ребенка 2 лет частые падения просто необходимы: малыш учится ориентироваться в пространстве, поддерживать равновесие.
Не спешите поднимать своего маленького сына или дочку.
Сдержитесь и понаблюдайте: кряхтя, ребенок успешно поднимается сам, хватаясь за
тумбочку, кресло, диван. Такой опыт учит малыша справляться с трудностями, а
ведь их на жизненном пути таится немало, и вы не сможете оберегать ребенка от
всего. Пусть учится!
Как научить ребенка есть самостоятельно?
Большинство детей вполне способны сносно управляться с ложкой и кашей уже в год. Не отнимайте у малыша ложку, а поощряйте его стремление к самостоятельности. Пусть даже первое время после каждого приема пищи вам придется наводить порядок на кухне и стирать детские вещи, путь каша оказывается не столько во рту, сколько на личике ребенка и на полу, рано или поздно все эти неудобства прекратятся, а ваш малыш научится есть самостоятельно.
А вот с чем надо бороться - так это с дурной привычкой
ребенка шалить за столом, отвлекаться от еды. Чтобы сразу дать понять ребенку,
что этого делать нельзя, попробуйте забрать у него тарелку с кашей. Он сразу
поймет, что баловство наказуемо. А если проделать это еще раз или два,
баловство прекратится.
Выбираем
игрушки: для каждого возраста
- свои!
Для правильного развития ребенка 2 лет очень важно подбирать соответствующие возрасту игрушки. Понятно, что в полтора - два года вряд ли малыша увлечет сложный конструктор или краски. То есть краски его, конечно, увлекут, но не так, как вы думаете: красками можно не только рисовать в альбоме, ими можно расписывать обои, мебель, телевизор и даже себя! Так что спрячьте пока это все добро подальше, пусть ваш ребенок дорастет до него. А пока самыми лучшими игрушками могут стать кубики, резиновые зверята, небольшие мягкие медвежата и зайцы, игрушечная посуда, мячики
А теперь - одеваться!
Обычно дети, достигшие полутора - двух лет, уже могут самостоятельно снимать свою одежду. Не спешите им помогать: пусть привыкают делать это сами. А вот с одеванием несколько труднее. Что ж, придется набраться терпения. Главное, когда надеваете на ребенка какую-то вещь, не спешите и не нервничайте, не ругайте малыша. Он всему научится, если будет спокойно наблюдать за вашими неторопливыми действиями.
Иногда может случиться небольшой каприз: кроха отказывается
надевать колготки, кофточку или носки. Не нужно ругаться и кричать, просто
отвлеките ребенка чем-нибудь: расскажите ему новый стишок, спросите, с какой
игрушкой он хочет идти гулять, пообещайте, что на прогулке поиграете с ним в
прятки - а пока он вас внимательно слушает, наденьте то, что нужно.
Изучаем шкафы. Что внутри?
Как бы вы ни старались, все предметы в доме от малыша 1,5-2
лет спрятать не удастся. Ребенок в этом возрасте очень подвижен, что вполне
естественно. Что же делать? Ругать, наказывать, отнимать? Ни в коем случае!
Просто заранее уберите из его поля зрения все то, что действительно нельзя:
опасные, бьющиеся и хрупкие предметы, документы, деньги и т. д. Если вы
опасаетесь, что ребенок доберется до отцовских бумаг - спрячьте их в ящик стола
и заприте его. Если не хотите, чтобы он повредил ваше любимое платье - уберите его «с глаз долой». Еще один
выход - загородить подступы к письменному столу креслом или диванчиком, который
станет для маленького шалуна непреодолимым препятствием. Все остальное оставьте
малышу для исследований. Пусть рассматривает содержимое шкафов, ящиков и
тумбочек, даже если все из них вскоре окажется на полу - не беда, соберете,
зато ребенок провел время с пользой. Кстати, собирая все, что вытащил малыш, вы
можете наконец-то навести порядок в тех ящиках, куда уже давно собирались
добраться, но не было времени. Вот и получится двойная польза. Разбирая и
складывая, можно попутно объяснять малышу, как называется та или иная вещица.
Разговариваем вместе с малышом
Как уже было сказано, годовалый ребенок начинает потихоньку выговаривать первые слова. Когда же возраст малыша подходит к полутора годам, это умение совершенствуется, и родители уже могут слышать первые связные предложения. Причем чем чаще и больше родители разговаривают с ребенком, тем быстрее их чадо научится произносить фразы и тем лучше будут построены фразы.
Распространенная ошибка родителей, когда они в разговоре с малышом намеренно коверкают слова, очень вредна. Ведь ребенок именно у вас учится правильности выговора, и вы, сами того не желая, можете «подарить» собственному малышу косноязычие. Именно после коверканья звуков родителями дети начинают шепелявить, картавить, и эту привычку очень сложно искоренить. Другая ошибка - встречать каждую сказанную ребенком фразу взрывом смеха, передразнивать его. Малыш решит, что смеются над ним, и может замкнуться, перестать разговаривать вообще.
Кстати, в полтора - два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников - мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.
Наступило время активного общения. Теперь ребенку уже недостаточно самостоятельно изучать этот мир - он жаждет пообщаться. С вами, с другими детьми, с зеркалом, с игрушками - неважно. Это опять-таки совершенно естественно: каждому человеку необходимо общение. От вас требуется не кричать поминутно: «Замолчи!», а стараться поддерживать беседу. Уделяйте этому как можно больше времени, и вы окажете своему ребенку неоценимую услугу: поможете развить его интеллект, пополнить словарный запас, научите правильно выговаривать звуки. Разговаривайте с ним все время: пока готовите обед и моете посуду, во время прогулки, перед сном, за игрой и уборкой комнаты.